Взаимодействие с наблюдателями, зарегистрированными кандидатами




Основная цель наблюдения – соблюдение законодательства о выборах при проведении голосования и подсчета голосов. Основные принципы, которые должны соблюдаться на этой стадии выборов, – свободное и тайное, без какого-либо принуждения или подкупа волеизъявление избирателей, а также подведение итогов голосования в рамках закона.

Федеральный закон направлен на то, чтобы максимально обеспечить открытость всех избирательных действий. Прописанные в Федеральном законе процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительности они направлены на то, чтобы воспрепятствовать нарушениям, а также позволяют обнаружить признаки нарушений, если они все-таки имели место.

Наблюдатель – гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью участковой избирательной комиссии в период проведения голосования и установления его итогов, включая деятельность участковой избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования (пп. 42 ст. 2 Федерального закона № 67).

В соответствии с п. 8 ст. 23 Федеральный закон от 10.01.2003 №  19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) наблюдателей могут назначить:

  • каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо,
  • каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата.

Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Наблюдателями НЕ МОГУТ быть:

  • выборные должностные лица,
  • депутаты,
  • высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации),
  • главы местных администраций,
  • лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц,
  • судьи,
  • прокуроры,
  • члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, интересы которых представляет данный наблюдатель.

В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений.

Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются.

Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.

Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона № 67 документом, заменяющий паспорт гражданина, является документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом.

На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:

  • военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
  • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
  • документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
  • справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся под стражей в местах содержания подозреваемых и обвиняемых.

Для иностранных граждан таким документом является документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

Направление может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица.

В иную избирательную комиссию направление может быть предъявлено с момента начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

Законодательство о выборах не ограничивает число наблюдателей, которые могут быть назначены в каждую участковую избирательную комиссию. Вместе с тем исполнять полномочия наблюдателя в помещении для голосования имеет право только один из назначенных наблюдателей – одновременное осуществление полномочий наблюдателя двумя или более наблюдателями, назначенными одним кандидатом (избирательным объединением) запрещено (п. 8 ст. 30 Федерального закона № 67).

Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии.

Установление иных ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается

Гражданин приобретает статус наблюдателя с момента принятия решения о назначении его наблюдателем кандидатом. Однако фактически реализовать в участковой избирательной комиссии свои полномочия наблюдатель сможет только в период осуществления этой комиссией деятельности, связанной с обеспечением избирательных прав граждан во время голосования, в том числе досрочного и вне помещения для голосования, а также во время установления итогов голосования.

Наблюдатель имеет право присутствовать в участковой избирательной комиссии с момента начала ее работы в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей.

В участковую избирательную комиссию направление может быть предъявлено с момента начала ее работы в день голосования, а также в день проведения ею досрочного голосования и до момента получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии.

По прибытии наблюдателя в помещение для голосования председателю участковой избирательной комиссии либо секретарю комиссии следует:

  • удостовериться в личности наблюдателя;
  • удостовериться в том, что наблюдатель направлен именно в эту комиссию;
  • проверить правильность оформления направления наблюдателя с точки зрения наличия в нем всей необходимой информации (в случае ненадлежащего оформления направления необходимо указать на недостатки и предложить лицу, его представившему, покинуть помещение для голосования);
  • удостовериться в том, что направление выдано (подписано) уполномоченным лицом (в случае выдачи (подписания) направления не уполномоченным на это лицом необходимо указать на это и предложить лицу, его представившему, покинуть помещение для голосования);
  • снять копию с представленного наблюдателем направления и приложить ее к реестру лиц, присутствовавших при голосовании, установлении его итогов;
  • внести сведения о наблюдателе в список лиц, присутствовавших при голосовании, установлении его итогов, зафиксировав время начала исполнения им соответствующих полномочий (в последующем в списке рекомендуется фиксировать моменты выхода наблюдателя из помещения для голосования и возвращения в него);
  • довести до сведения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, иных лиц, присутствующих в помещении для голосования, информацию о том, что в помещение для голосования прибыл наблюдатель, представить наблюдателя руководству комиссии;
  • ознакомить наблюдателя под роспись с решениями участковой избирательной комиссии, связанными с организацией деятельности комиссии в день голосования и при установлении его итогов;
  • разъяснить наблюдателю, что по всем вопросам, связанным с организацией и осуществлением избирательного процесса в помещении для голосования, ему следует обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему;
  • выяснить, будет ли наблюдатель проводить в помещении для голосования фото- или видеосъемку, разъяснить наблюдателю порядок и ограничения, связанные с проведением фото- и видеосъемки, установленные Постановлением ЦИК России от 3 октября 2012 г. № 143/1085-6 «О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования»;
  • предложить наблюдателю занять место, определенное участковой избирательной комиссией для наблюдения за голосованием.

После совершения указанных действий участковая избирательная комиссия вправе инициировать проверку на предмет наличия или отсутствия у назначенного наблюдателем гражданина ограничений на исполнение соответствующих полномочий. Для этого целесообразно обратиться в вышестоящую избирательную комиссию.

В случае получения информации о том, что предъявившее направление лицо не может быть наблюдателем, участковой избирательной комиссии следует уведомить об этом указанное лицо и предложить ему покинуть помещение для голосования.

Если лицо не покидает помещение для голосования и нарушает общественный порядок, следует обратиться за содействием в удалении его из помещения для голосования к сотрудникам органов внутренних дел. Сотрудники органов внутренних дел удаляют лицо, нарушающее общественный порядок, из помещения для голосования и принимают меры по привлечению его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные права и ограничения наблюдателя на выборах Президента РФ:

 

НАБЛЮДАТЕЛИ

ВПРАВЕ

НЕ ВПРАВЕ

знакомиться со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

выдавать избирателям избирательные бюллетени;

находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в любое время в  соответствующий период,

расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;

присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в соответствующий период,

принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;

совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

 знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую направлен наблюдатель, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, прилагаемыми к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

вести предвыборную агитацию среди избирателей;

обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

 

производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

 

Наблюдатель, допустивший нарушение законодательства о выборах, может быть удален из помещения для голосования по мотивированному решению участковой избирательной комиссии, принятому в письменной форме. Копия этого решения выдается наблюдателю. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают исполнение решения участковой избирательной комиссии об удалении наблюдателя и принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Наблюдатель, нарушающий общественный порядок в помещении для голосования, удалятся из него сотрудниками органов внутренних дел, которые принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Гарантиями деятельности наблюдателя является:

  • наблюдателю должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;
  • увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;
  • помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей;
  • председатель участковой избирательной комиссии обязан предложить наблюдателю присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования;
  • участковая избирательная комиссия обязана обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями;
  • по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования.

В соответствии с п. 10 ст. 75 Федерального закона № 67  наблюдатели вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.

Жалоба может быть устной и письменной. По общему правилу наблюдатели должны обращаться с жалобой к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему.

В случае если наблюдатель обращается с устной жалобой на нарушения в порядке организации голосования или установления его итогов, председателю участковой избирательной комиссии следует уладить конфликтную ситуацию посредством разъяснения положений законодательства о выборах, незамедлительного устранения (если это возможно) тех недостатков, на которые обращает внимание наблюдатель. Такая жалоба не отражается в последующем в протоколе об итогах голосования.

В случае если наблюдатель подает письменную жалобу, ее содержание необходимо проанализировать на предмет наличия, существенности и устранимости нарушения законодательства о выборах. От этого анализа будет зависеть выбор момента рассмотрения жалобы на заседании участковой избирательной комиссии. Если имеется возможность устранить нарушение, то это следует сделать незамедлительно, а затем отразить факт устранения нарушения в решении участковой избирательной комиссии.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что все поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и в процессе установления его итогов жалобы должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования. При этом информация о количестве таких жалоб отражается в итоговом протоколе, а сами жалобы и решения комиссии, принятые по результатам их рассмотрения, прилагаются к направляемому в территориальную избирательную комиссию экземпляру № 1 протокола об итогах голосования, а копии их – к экземпляру № 2 указанного протокола.

Наблюдатель может обжаловать в участковую избирательную комиссию процедурные нарушения в организации и проведении голосования, установления его итогов, а также решения и действия комиссии, непосредственно нарушающие его права. Наблюдатель не вправе оспаривать решения и действия, затрагивающие права иных участников избирательного процесса (избирателей, кандидатов, членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса).

Копия решения участковой избирательной комиссии, принятого по результатам рассмотрения жалобы, выдается наблюдателю. В последующем наблюдатель вправе обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд.

Взаимодействие с зарегистрированными кандидатами

Кандидат – лицо, выдвинутое в установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иным Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (пп. 35 ст. 2 Федерального закона ; 67).

Кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) – лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (пп. 36 ст. 2 Федерального закона № 67).

Зарегистрированный кандидат вправе представлять свои интересы в участковой избирательной комиссии, осуществляющей деятельность по подготовке и проведению выборов в пределах избирательного округа, в котором он баллотируется лично либо посредством направления в комиссию таких участников избирательного процесса, как член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, доверенное лицо и наблюдатель.

Назначение члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса осуществляется кандидатом, посредством составления и представления в эту комиссию письменного заявления. Участковая избирательная комиссия рассматривает соответствующее заявление и выдает назначенному членом этой комиссии с правом совещательного голоса лицу удостоверение. Кандидат, вправе назначить в участковую избирательную комиссию только одного члена этой комиссии с правом совещательного голоса.

Гражданин наделяется полномочиями доверенного лица кандидата на основании решения о регистрации доверенного лица, принимаемого избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата.

Полномочия доверенного лица подтверждаются удостоверением, выдаваемым соответствующей комиссией и являющимся действительным только при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации либо документа, его заменяющего.

В помещении для голосования при голосовании, а также при установлении его итогов вправе присутствовать любое из доверенных лиц, назначенных кандидатом. Закон не содержит ограничений и на одновременное присутствие в помещении для голосования двух и более доверенных лиц, назначенных одним зарегистрированным кандидатом.

Поэтому участковой избирательной комиссией следует обладать полной и достоверной информацией обо всех доверенных лицах, назначенных всеми кандидатами. Эту информацию необходимо получить в вышестоящей избирательной комиссии.

Назначение в участковую избирательную комиссию наблюдателя осуществляется зарегистрированным кандидатом посредством выдачи наделяемому соответствующими полномочиями лицу направления. Направление может быть подписано не только самим кандидатом (избирательным объединением), но и любым из доверенных лиц.

В направлении в обязательном порядке указываются следующие сведения: фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, препятствующих возможности исполнения полномочий наблюдателя. Направление действительно только при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Правовой статус зарегистрированного кандидата, доверенного лица зарегистрированного кандидата в вопросах наблюдения за процессом проведения голосования, подсчета голосов совпадает с правовым статусом наблюдателя.

Иностранные (международные) наблюдатели





Роль международных наблюдателей в поддержке честных выборов[1]

Серьезные и профессиональные международные наблюдатели могут помочь обеспечить честность выборов многими способами. Значение участия международных наблюдателей на выборах выражается в следующем:

Распространение положительного опыта. Органы управления выборами, политики и местные наблюдатели могут лучше понять международные стандарты свободных и справедливых выборов, сотрудничая с международными наблюдателями и изучая их отчеты. Международные наблюдательские миссии предоставляют органам управления выборами возможность обменяться профессиональным опытом с различными экспертами, в частности, относительно использования механизмов честных выборов в других системах.Предотвращение проблем честности выборов. Присутствие международных наблюдателей сдерживает попытки сорвать или исказить процесс. В большинстве стран бытует мнение, что международные наблюдатели способны разоблачить подтасовки в день выборов.Идентификация проблем честности выборов. Опытные наблюдатели могут заметить проблемы или сомнительные действия и привлечь к ним внимание органов управления выборами и общественности. Раннее обнаружение может помочь решить проблему, пока еще не поздно.Совместная поддержка еще непрочного процесса. В конфликтных ситуациях или странах переходного периода присутствие международных наблюдателей может сдержать применение насилия и запугивания. Их продолжительное присутствие убеждает кандидатов, наблюдателей и избирателей в том, что участвовать в избирательном процессе безопасно. Их присутствие может также убедить оппозиционных политиков в том, что лучше честно бороться на выборах, нежели прибегать к насилию и гражданскому неповиновению.Повышение достоверности и легитимности процесса. Своими отчетами и анализами наблюдатели могут подтвердить или опровергнуть легитимность процесса и его результатов. Если их отчеты показывают, что выборы прошли в допустимых рамках, это послужит подтверждением достоверности процесса и легитимности его результатов.Развитие возможностей национальных наблюдателей. Если международное наблюдение связано с национальным наблюдением, то международные наблюдатели могут помочь развить и улучшить местное наблюдение. Например, они могут дать инструкции по организации национального наблюдения, проведению параллельного подсчета и анализу отчетов с избирательных участков.

Для обеспечения легитимности своей работы международные наблюдатели должны следовать признанным во всем мире стандартам поведения. Несколько организаций, специализирующихся в международном наблюдении, разработали кодекс поведения для наблюдателей. Основные требования к этическому и профессиональному наблюдению заключаются в следующем.

Уважение к суверенитету принимающей страны.Чтобы сохранить достоверность и эффективность своей миссии, международные наблюдатели должны уважать законы принимающей страны и правила ее органов управления выборами. Они не должны давать указания должностным лицам, вмешиваться в дела правительства или в бизнес наблюдаемой страны. Также они должны уважать правила аккредитации во время своей миссии.  Объективность. Чтобы быть эффективным, международное наблюдение должно быть непредвзятым и предоставлять сбалансированные отчеты. Объективность защищает достоверность работы миссии и помогает сохранить честность избирательного процесса. При выполнении своей работы наблюдатели должны быть очень осторожны, чтобы не проявить предпочтение по отношению к какому-либо кандидату или партии, иначе они поставят под сомнение объективность, необходимую для составления непредвзятых отчетов.Невмешательство в избирательный процесс. Международные наблюдатели не должны вмешиваться в работу органов управления выборами. Их обязанность состоит не в надзоре, исправлении ошибок или разрешении местных конфликтов, а в наблюдении.Точность.  Достоверность наблюдения и оценки зависит от точности, с которой международные наблюдатели сообщают о фактах. Многие из наблюдателей не имеют возможности наблюдать за всем избирательным процессом, следовательно, им надо избегать обобщений, сделанных на основе ограниченного наблюдения. В отчетах о наблюдении должна быть четко обоснована сообщаемая информация и подтверждены обнаруженные проблемы.Предотвращение столкновений интересов.Наблюдение за выборами должно быть строго отграничено от технического содействия выборам. Международные наблюдатели  не должны быть вовлечены в содействие выборам в стране их  пребывания (например, в содействие избирательным комиссиям, подготовке ее членов,  развитию избирательного законодательства). Для профессиональной и достоверной оценки избирательного процесса следует находиться на разумной дистанции от администрации выборов.

Так на выборах Президента РФ в 2012 году Центральной избирательной комиссией Российской Федерациив общей сложности было аккредитовано 685 иностранных (международных) наблюдателей из 58 государств.

Для наблюдения за выборами были приглашены 8 международных организаций, в которых Российская Федерация состоит в качестве участника или наблюдателя:

  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; Совет Европы;
  • Содружество Независимых Государств;
  • Шанхайская организация сотрудничества;
  • Организация американских государств;
  • Организация исламского сотрудничества;
  • Северный Совет;
  • Ассоциация организаторов выборов стран Европы.

Из приглашенных организаций не приняли участие только Организация исламского сотрудничества и Северный Совет. Парламентская Ассамблея ОБСЕ буквально за несколько дней до выборов приняла решение направить свою для наблюдения свою собственную делегацию. Таким образом, в наблюдении 2012 года приняли участие7 международных организаций:БДИПЧ ОБСЕ в составе 219 наблюдателей; ПА ОБСЕ – 9 наблюдателей; ПАСЕ – 36 наблюдателей; СНГ – 276 наблюдателей; ШОС – 19 наблюдателей; ОАГ – двух наблюдателей и АОВСЕ – одного представителя организации.

За выборами 4 марта 2012 года наблюдало56 международно-признанных экспертовв области защиты политических и избирательных правиз 22 государств.Иностранные (международные) наблюдатели работалив 48 субъектах Российской Федерации[2].

Статус международных наблюдателей закреплен в ст. 24 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах Президента Российской Федерации». На основе данных нормативных положений Центральной избирательной комиссией Российской Федерации был утверждены Разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации[3].

Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации при наличии приглашения.

Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.

Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца на основании представленных им документов (заявления об аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, копии приглашения, полученного от любого органа или уполномоченных лиц, также документа, удостоверяющего личность иностранного (международного) наблюдателя).

Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня аккредитации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.

Иностранный (международный) наблюдатель во время пребывания на территории Российской Федерации находится под покровительством Российской Федерации. Избирательные комиссии, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать иностранному (международному) наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции.

Иностранные (международные) наблюдатели вправе после окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации излагать свое мнение о законодательстве о выборах Президента Российской Федерации, подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации.

Иностранные (международные) наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, их доверенными лицами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам, уполномоченными представителями политических партий, групп избирателей.

Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права.


[1]Роль и правила международных наблюдателей / Целостность выборовhttp://aceproject.org/ace-ru/topics/ei/eid/eid06/eid06a

[2]Международные наблюдатели на выборах Президента Российской Федерации  http://cikrf.ru/banners/prezident_2012/international/mezhd_nabl_pres.html

[3]Постановление ЦИК России от 12.05.2011 N 10/98-6 "О Разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации и об удостоверении иностранного (международного) наблюдателя"

Последнее изменение: Среда, 6 декабря 2017, 16:08