Правовая охрана избирательных прав граждан Российской Федерации

Становление демократической избирательной системы в нашей стране сопровождается последовательным совершенствованием избирательного законодательства, особенно в аспекте практической защиты избирательных прав граждан. По мере формирования в России демократических выборных институтов избирательные комиссии и судебные органы накопили большой опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций при проведении выборов.

Выборы являются легитимным способом наделения публично-властными полномочиями представительного характера. Поэтому избирательному процессу сопутствуют многочисленные столкновения интересов различных участников избирательных действий, выливающиеся в разнообразные избирательные споры.

В действующем российском законодательстве о выборах термин «избирательные споры» не закреплен, а используется термин «обжалование нарушений избирательных прав граждан».

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отводит вопросам обжалования нарушений избирательных прав специальную главу X: «Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдума», которая включает следующие положения:

Статья 75. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации Статья 76. Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума Статья 77. Отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума Статья 78. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений Статья 79. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

 

Содержащиеся в ней нормы направлены на создание механизма юридической защиты избирательных прав российских граждан.

Действующее законодательство предусматривает два способа защиты избирательных прав – административный и судебный. И административный, и судебный порядок обжалования нарушений избирательных прав дополняют друг друга в качестве способов обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

 

Административный порядок обжалования нарушений

избирательных прав

Административный порядок обжалования нарушений избирательных прав предусматривает рассмотрение обращений, поступающих в соответствующую избирательную комиссию. Субъектами, уполномоченные на рассмотрение обращений, являются:

  • - председатель избирательной комиссии,
  • - заместитель председателя избирательной комиссии,
  • - член избирательной комиссии с правом решающего голоса,
  • - коллегиально избирательная комиссия.

Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы.

Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, эти кандидат, избирательное объединение или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

В соответствии с ч. 6 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

  • - Оставить жалобу без удовлетворения.
  • - Отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу.
  • - Отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Вышестоящая избирательная комиссия в рамках своей компетенции вправе отменить решение нижестоящей комиссии и принять по спорному вопросу самостоятельное решение.

Участковая избирательная комиссия, установив по жалобе заинтересованной стороны грубое нарушение избирательного законодательства одним из ее членов с правом решающего голоса (например, выдавшим несколько бюллетеней для голосования одному избирателю) либо членом комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателем (например, агитирующим на участке за конкретного или иного кандидата), может принять решение об их отстранении от дальнейшей работы. Самой участковой либо вышестоящей избирательной комиссией могут быть аннулированы результаты досрочного голосования или голосования вне помещения избирательного участка, либо итоговые результаты на участке в целом, если вскроются грубые нарушения избирательных прав граждан, не позволяющие с достоверностью установить волеизъявление избирателей.

Судебный порядок обжалования порядок обжалования нарушений

избирательных прав

В соответствии со ст. 75. ФЗ № 67-Ф обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в суд.

Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав (ч.1 ст. 78 ФЗ № 67)

Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

В случаях, предусмотренных законодательством, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов или иное решение комиссии.

Необходимо обратить внимание, что предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд. Это означает, что лицо, которое обращается с защитой избирательных прав, может одновременно обратиться как в суд соответствующего уровня, так и в соответствующую избирательную комиссию.

При обжаловании решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации необходимо учитывать сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений:

Сроки рассмотрения подачи и рассмотрения жалоб и заявлений в административном порядке

Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана

в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.

Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии, по иным (кроме заверения, регистрации, отказа в заверении, регистрации списка кандидатов, кандидата) вопросам в период избирательной кампании, может быть подана в соответствующую избирательную комиссию

в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании - в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.

Жалоба на решение нижестоящей избирательной комиссии, в вышестоящую избирательную комиссию может быть подана

в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании – в течение 15 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.

Сроки рассмотрения подачи и рассмотрения жалоб и заявлений в административном порядке

Заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд

течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Указанный процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, может быть подано в суд

в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов. Указанный процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании

принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются судом

не позднее чем в десятидневный срок.

По жалобе на решение комиссии об итогах голосования суд обязан принять решение

 не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд

не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного).

 Решение суда об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов должно быть принято

не позднее чем за пять дней до дня голосования.


Последнее изменение: Вторник, 28 ноября 2017, 14:49