Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства

Субъектами конституционно-правовой ответственности за нарушения избирательного законодательства могут быть кандидаты, избирательные объединения, избирательные комиссии.

Ответственность кандидатов по избирательному праву закреплена          в ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Мерой конституционно-правовой ответственности кандидата является аннулирование решения о его регистрации. В качестве субъекта привлечения к ответственности кандидата, который допустил нарушение избирательного законодательства, выступает избирательная комиссия, зарегистрировавшая его. Аннулируя решение о регистрации кандидата, соответствующая избирательная комиссия реализует юрисдикционную функцию.

Применение санкции избирательного права в виде аннулирования регистрации кандидата (аннулирования списка кандидатов) допустимо в порядке и на основаниях, определенных законом, а также не позднее чем в день, предшествующий дню голосования.

Регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае:

  • - отсутствия у него пассивного избирательного права (ч. 3 ст. 76 ФЗ № 67)
  • - на основании вступившего в законную силу решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения (ч. 4 ст. 76 ФЗ № 67)
  • - число кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения об исключении кандидатов из списка кандидатов (кроме выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), превышает 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти или 50 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (ч. 5 ст. 76 ФЗ № 67)

Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

  • - вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, при этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
  • - использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
  • - неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
  • - установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
  • - несоблюдения кандидатом ограничений, при проведении предвыборной агитации;
  • - неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных при использовании эфирного времени, предоставленное для размещения агитационных материалов на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов
  • - установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах призывал к совершению деяний, определяемых в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
  • - установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;
  • - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.

В тех случаях, когда указанные выше нарушения были допущены кандидатами, включенными в список кандидатов от определенного избирательного объединения руководителями этих объединений, избирательная комиссия, зарегистрировавшая список кандидатов, вправе аннулировать эту регистрацию. В данном случае избирательное объединение выступают в качестве коллективного субъекта ответственности по избирательному праву.

Еще одной мерой конституционно-правовой ответственности является отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов.

Основаниями отмены решения нижестоящей комиссии являются не любые нарушения федерального законодательства  о выборах, а только такие, которые были допущены на заключительных стадиях избирательного процесса – при проведении голосования или установлении итогов голосования. Иные нарушения законодательства о выборах, совершенные до голосования (например, при выдвижении кандидата, при проведении предвыборной агитации), не могут быть положены в основу отмены решения нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, на основании данного пункта.

Во-первых, отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов может вышестоящая избирательная комиссия. В соответствии с ч. 1 ст. 77 ФЗ № 67, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения федерального законодательства, регламентирующие проведение соответствующих выборов, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, принять решение о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

Отменив решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, соответствующая вышестоящая комиссия принимает решение о проведении повторного подсчета голосов или решение о признании итогов голосования, результатов выборов не действительными.

Во-вторых, отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов может суд. В соответствии с ч. 1.2. ст. 77 ФЗ № 67 суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

  • - нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
  • - нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
  • - воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
  • - нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
  • - других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Суд должен установить не только сам факт нарушения, но и такой характер этого нарушения, который не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей в ситуации конкретных выборов. Здесь предмет доказывания включает не только само нарушение избирательного законодательства, но и наличие прямой причинной связи между допущенным нарушением и невозможностью установления истинного волеизъявления избирателей.

Рассматривая дело, суд должен произвести:

а) оценку характера допущенных нарушений (насколько массовый и масштабный характер эти нарушения носят);

б) оценку степени влияния допущенных нарушений на волеизъявление избирателей с учетом имеющихся количественных показателей состоявшегося голосования (нарушают они существенные условия свободного волеизъявления избирателей или нет; если нарушают, то в какой мере);

в) результативную оценку (возможно в данной конкретной ситуации совершения нарушений выявить действительное волеизъявление избирателей или нет).

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств (ч. 2 ст. 77 ФЗ № 67):

  • - кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
  • - отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
  • - кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
  • - кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных федеральным законодательством, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
  • - кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
  • - признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
  • - установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

Расформирование избирательных комиссий также является мерой конституционно-правовой ответственности. Данная мера юридической ответственности регламентируется в ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В качестве санкции здесь выступает принудительный досрочный роспуск в судебном порядке комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса.

Избирательная комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, в случаях:

а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов;

б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района,

в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией.

На основании ч. 2 ст. 75 ФЗ № 67 дела о расформировании избирательных комиссий рассматриваются судами в соответствии с правилами подсудности. Согласно этой норме:

  • - решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации,
  • - решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов,
  • - решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

Суды рассматривают дела о расформировании избирательных комиссий не по собственной инициативе, а только по заявлениям перечисленных в законе органов и лиц (ч. 2,3,4 ст. 31 ФЗ № 67):

о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Вправе обратиться

-     группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

Вправе обратиться:

-     группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,

-     группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты (если в субъекте Российской Федерации образован двухпалатный законодательный (представительный) орган)

-     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации

Вправе обратиться:

-     группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта Российской Федерации либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты (если в субъекте Российской Федерации образован двухпалатный законодательный (представительный) орган)

-     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации,

-     избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

о расформировании избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссии

Вправе обратиться:

-     группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, (если в субъекте Российской Федерации образован двухпалатный законодательный (представительный) орган)

-     группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа,

-     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации,

-     избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

о расформировании избирательной комиссии поселения

Вправе обратиться:

-     соответствующая избирательная комиссия муниципального района.

 

В случае принятия судом решения о расформировании избирательной комиссии образуется временная избирательная комиссия. Временная избирательная комиссия должна быть сформирована не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. Вне периода избирательной кампании, новая комиссия должна быть сформирована не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии (со дня окончания избирательной кампании).


Последнее изменение: Вторник, 28 ноября 2017, 14:51