Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства

Установление административной ответственности за нарушения законодательства о выборах относится к ведению федерального законодателя.

Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах регламентирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2017) (далее - КоАП).

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Согласно ч. 1. ст. 2.1. КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Конкретные составы административных правонарушений посягающих на избирательные права граждан сформулированы в главе 5 Особенной части КоАП:

  • - Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
  • - Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума
  • - Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума
  • - Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов
  • - Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации
  • - Статья 5.7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме
  • - Статья 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях
  • - Статья 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности
  • - Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах
  • - Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом
  • - Статья 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах
  • - Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации
  • - Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму
  • - Статья 5.15. Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума
  • - Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах
  • - Статья 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума
  • - Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума
  • - Статья 5.19. Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума
  • - Статья 5.20. Незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам
  • - Статья 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума
  • - Статья 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме
  • - Статья 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме
  • - Статья 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов"
  • - Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние – такое действие или бездействие, которое нарушает нормы действующего законодательства о выборах и соответствующие статьи КоАП и других федеральных законов.

Административная ответственность может наступить только за виновное нарушение законодательства о выборах. Вина –  это психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. Применительно к административным правонарушениям законодатель различает две формы вины – умысел и неосторожность.

Большинство административно-наказуемых нарушений законодательства о выборах может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Административные правонарушения, совершенные умышленно, то есть преднамеренно, с продуманным замыслом, отличаются большей степенью публичной опасности и должны влечь более суровые меры административной ответственности. Например, только с умышленной формой вины совершаются такие административные правонарушения как незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня (ст. 5.22 КоАП) в целях предоставления им возможности голосования за других лиц.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. С неосторожной формой вины могут быть совершены такие административные правонарушения как непредставление избирательной комиссии должностными лицами необходимых для ее работы сведений и материалов, проведение агитации в период ее запрещения, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов. При определенных обстоятельствах указанные правонарушения могут быть также совершены и с умышленной формой вины.

При отсутствии вины привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах недопустимо.

Совершение административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, является административно наказуемым. Под административной наказуемостью понимается установленная законом юридическая возможность применения административных взысканий за совершение административных правонарушений.

Административные правонарушения в рассматриваемой сфере влекут штрафные санкции. Административный штраф выражается в разовом взыскании твердо установленной денежной суммы в доход государства. В статьях Особенной части КоАП штрафные санкции за административные правонарушения сформулированы относительно определенным образом (в виде вилки «от и до»). Конкретный размер штрафа определяется судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя.

За отдельные виды административных правонарушений в этой сфере к административной ответственности привлекаются физические лица, наделенные статусом специального субъекта и выполняющие предусмотренные законом специальные обязанности в избирательном процессе: должностные лица; члены избирательных комиссий; председатели избирательных комиссий; главный редактор, иное ответственное лицо средства массовой информации, журналист; кандидат, зарегистрированный кандидат, работодатель. Лица, не обладающие статусом специального субъекта административной ответственности в соответствии с КоАП, не могут быть привлечены к административной ответственности за совершение таких видов правонарушений.

В качестве общего субъекта к административной ответственности привлекаются граждане независимо от того, где они работают (не работают) или учатся.

Административная ответственность юридических лиц за совершение отдельных нарушений законодательства о выборах также предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях.

За нарушение законодательства о выборах административную ответственность в качестве юридических лиц могут нести:

  • - организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание;
  • - редакции периодических печатных изданий
  • - избирательные объединения;
  • - общественные объединения;
  • - благотворительные организации;
  • - кредитные организации (учреждения);
  • - полиграфические предприятия и др.

Последнее изменение: Вторник, 28 ноября 2017, 14:52