Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав. Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ), который насчитывает четыре статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан:

  1. Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
  2. Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референда, иной группы участников референдума
  3. Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума
  4. Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования 

Ст. 141 УК РФ Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

Статья устанавливает ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. В данной статье предусматривается следующие альтернативные противоправные действия

  1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.
  2. Те же деяния: а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
  3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

 

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Исключение составляют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В этой связи уголовно-правовой защите подлежат гарантированные Конституцией свободное и равное осуществление гражданами своего избирательного права, законная деятельность избирательной комиссии.

Объективная сторона основного состава преступления выражается в виде совершения следующих альтернативных действий:

  • - воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме;
  • - нарушения тайны голосования;
  • - воспрепятствования работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав и воспрепятствование работе избирательных комиссий, деятельности члена избирательной комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностей, может быть осуществлено различными способами, например, не допуском гражданина на избирательный участок, отказом внесения его в списки избирателей, угрозой причинения вреда в случае участия в выборах и т.д.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий а также ее отдельных членов, может состоять в непредоставлении комиссии помещений, притеснении членов избирательных комиссий на основном месте работы. Воспрепятствование может также выражаться и в необоснованном отказе в регистрации кандидата либо снятии его с регистрации и т.п. Для наличия состава преступления важно, чтобы воспрепятствование затрудняло или делало невозможным участие в выборах или работу комиссий.

Нарушение тайны голосования может проявиться в организации голосования без кабин, присутствии в кабинах посторонних лиц, пометке бюллетеней соответствующими цифрами или значками, позволяющими выявить, как проголосовал тот или иной человек, и иных действиях.

 

Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2 статьи 141 УК РФ) предусматривает способы его совершения:

1) подкуп,

2) обман,

3) принуждение,

4) применение насилия,

5) угроза применения насилия.

Как подкуп рассматривается обещание или предоставление предметов, ценностей, денежных средств, оказание услуг имущественного характера или иных имущественных выгод.

Обман может выражаться как в форме действия, так и бездействия. В качестве обмана могут рассматриваться сообщение заведомо ложных сведений, а также умолчание о фактах, которые могут повлиять на решение избирателей при голосовании, на выполнение комиссиями своих обязанностей.

Принуждение рассматривается как психическое воздействие на человека. Может выражаться в нарушении или угрозе нарушения его законных прав и интересов, интересов родных или близких потерпевшему лиц.

Насилие – физическое воздействие, применяемое к лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, или к его близким.

Угроза насилием – психическое воздействие, применяемое к лицу, выражающееся в реальной возможности применения физического воздействия, причинения боли или страданий.

Объективными признаками состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 141 УК РФ являются:

  • - вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах (форма такого вмешательства – требование или указание по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии,
  • - неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Перечисленные действия должны быть направлены на искажение результатов выборов, их фальсификацию. Достижение цели – повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума – не является обязательным и находится за рамками состава преступления.

 

Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

Статья устанавливает ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании. В данной статье предусматривается следующие альтернативные противоправные действия:

  • - передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий избирательный фонд,
  • - расходование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах,
  • - передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда,
  • - выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда или с оплатой из соответствующего избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам.

Квалификационные признаки (ч. 2 ст. 141.1):

  • - использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения,
  • - расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет.

Крупным размером признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.

 

Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума

 

В данной статье предусматривается несколько составов фальсификации избирательных документов при проведении выборов:

  1. Фальсификация избирательных документов, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, а также кандидатом или уполномоченным им представителем,
  2. Подделка подписей избирателей, в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,
  3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней.

 

В первом составе преступления, предусмотренном ч. 1 ст. 142 УК РФ, под фальсификацией документов следует понимать действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, подделки, подчистки или пометки другим числом, а также в изготовлении другого документа с ложным содержанием. При этом избирательными документами являются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права и др.). Законодательство к числу избирательных документов относит, в частности: избирательные бюллетени; списки избирателей; подписные листы для регистрации кандидата; протоколы избирательных комиссий. Субъектом преступления является специальный – только лица, которые имеют доступ к избирательным документам: член избирательной комиссии, уполномоченный представитель избирательного объединения, группа избирателей, а также кандидат или уполномоченный им представитель.

 

Во втором составе преступления, предусмотренного ст. 142 УК РФ содержится два альтернативных противоправных деяния:

  • - подделка подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением;
  • - заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов).

Подпись является особым знаком человека, его собственностью, которая принадлежит только ему, и никто не вправе ее подделывать. В соответствии  с ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права га участие в референдуме» подписи собираются в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов.

В соответствии с ч. 12 ст. 37 ФЗ № 67 каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Кроме того, подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть еще заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. А каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При совершении преступления путем заверения заведомо поддельных подписей (подписных листов) субъект преступления – специальный. Им может быть только лицо, уполномоченное заверять подписи (подписные листы) лиц.

Для квалификации данного состава преступления необходимо хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • - совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
  • - подкуп,
  • - принуждение,
  • - применение насилия или угроза его применения,
  • - уничтожение имущества или угроза его уничтожения.

В качестве альтернативы способу совершения преступления законодателем предусмотрены общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Существенное нарушение указанных прав и законных интересов – понятие оценочное. Такое нарушение может заключаться в причинении имущественного ущерба в крупном размере, в срыве избирательной кампании, в дезорганизации деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления, в подрыве деловой репутации гражданина, организации, массовом нарушении прав граждан и др.

Преступление, предусмотренного ч. 3 ст. 142, выражается в выполнении следующих незаконных действий: 1) изготовлении, 2) хранении, 3) перевозке незаконно изготовленных избирательных бюллетеней.

В целом данные составы преступления, предусмотренного ст. 142 УК РФ характеризуются виной в виде прямого или косвенного умысла.

 

Статья 142.1. УК РФ Фальсификация итогов голосования

Фальсификация итогов голосования рассматривается как изменение с корыстной целью результатов голосования на выборах. Действия должностных лиц, ответственных за организацию выборов, членов избирательных комиссий и иных лиц, направленные на умышленную манипуляцию итогами голосования, классифицируются как преступные действия.

Преступление совершается в активной форме поведения и предусматривает выполнение альтернативных действий, запрещенных законом:

  • - включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании,
  • - представление заведомо неверных сведений об избирателях,
  • - заведомо неправильное составление списков избирателей, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом или вымышленных лиц,
  • - фальсификация подписей избирателей в списках избирателей,
  • - замена действительных бюллетеней с отметками избирателей,
  • - порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей,
  • - незаконное уничтожение бюллетеней,
  • - заведомо неправильный подсчет голосов избирателей,
  • - подписание членами избирательной комиссии протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования,
  • - заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования,
  • - незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения,
  • - заведомо неправильное установление итогов голосования.

Преступление характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотив не влияет на квалификацию деяния. Субъект преступления является специальный – член избирательной комиссии.


Последнее изменение: Вторник, 28 ноября 2017, 14:53