Понятие территориальной избирательной комиссии и ее положение в системе избирательных комиссий Российской Федерации
Избирательные комиссии в Российской Федерации – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены законом, осуществляют подготовку и проведение выборов, а также обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ подготовку и проведение выборов, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:
- - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
- - избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
- - избирательные комиссии муниципальных образований;
- - окружные избирательные комиссии;
- - территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
- - участковые комиссии.
Начиная с 2002 года территориальные избирательные комиссии (далее ТИК) являются государственными органами субъекта Российской Федерации (если законом субъекта Российской Федерации им придан статус юридического лица). Признаками, позволяющими считать их таковыми, являются:
- порядок формирования (формируются государственным органом субъекта Российской Федерации – избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (ИКС РФ);
- наличие определенной законом компетенции (соответствующие статьи федеральных и региональных законов о полномочиях комиссий);
- наличие определенных полномочий в отношении органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, других участников избирательного процесса – решения ТИК, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения, причем нарушение этой обязанности влечет возможность применения административной ответственности по статье 5.3 КоАП РФ;
- определенное место в иерархии системы избирательных комиссий – нижестоящая по отношению к ИКС РФ, вышестоящая по отношению, например, к УИК;
- возможность финансирования деятельности комиссий за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Конкретное место ТИК в системе государственных органов субъекта Российской Федерации определяется федеральным избирательным законодательством, соответствующим законодательством субъекта Российской Федерации. При этом законодатель исходит из того, что ТИК не являются органами государственной власти, а относятся иным государственным органам специальной компетенции, постоянно действующими на соответствующей части территории субъекта Российской Федерации.
Включение ТИК в систему государственных органов субъектов Российской Федерации направлено на совершенствовании избирательной системы в Российской Федерации. ТИК стали универсальным опорным звеном всей системы, способным выполнять функции иных избирательных комиссий, быть координатором избирательных действий в период любых избирательных кампаний на своей территории.
С уровня ТИК начинается действие ГАС «Выборы». Каждая ТИК оснащена комплексом средств автоматизации (КСА), который позволяет оперативно получать и предавать гласности достоверную информацию о результатах голосования и об итогах выборов, передавать ее в вышестоящую комиссию. Уровень ТИК является базовым для регистрации (учета) избирателей. Постоянно действующие ТИК со штатными работниками имеют возможность организовать обучение и подготовку кадров организаторов выборов, вести правовое информирование и обучение избирателей.
Постоянная основа деятельности ТИК означает непрерывный период их работы с момента первого заседания комиссии до истечения установленного законом срока полномочий (первого заседания комиссии нового состава).
ТИК создаются не для проведения конкретных выборов, а для организации любых выборов, проводимых на соответствующей территории в течение срока их полномочий. Признак постоянной основы деятельности присутствует у ТИК вне зависимости, от того, наделена комиссия правами юридического лица или нет.
Правовой основой деятельности территориальных избирательных комиссий являются:
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) |
- Статья 26. Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий; - Статья 28. Организация деятельности комиссий - Статья 29. Статус членов комиссий - Статья 30. Гласность в деятельности комиссий - Статья 31. Расформирование комиссии |
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) |
- Статья 14. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий - Статья 18. Статус членов избирательной комиссии - Статья 21. Полномочия территориальной избирательной комиссии |
Избирательный кодекс (законом) тюменской области: Закон Тюменской области от 3 июня 2003 года № 139 (с изм. и доп.) |
Статья 19. Территориальная избирательная комиссия Статья 22. Статус членов избирательных комиссий - Статья 23. Организация деятельности комиссий
|
1.2. Порядок формирования территориальной избирательной комиссии
В Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен единый статус ТИК на всей территории Российской Федерации. Порядок формирования ТИК регулируется в ч. 1-8 ст. 26 ФЗ № 67
Территориальные комиссии действуют на постоянной основе.
Срок полномочий территориальных комиссий составляет пять лет. Если срок полномочий территориальной комиссии истекает в период избирательной кампании в которой участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании.
Законом субъекта Российской Федерации территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. В этом случае возникает необходимость обеспечить финансирование работы на штатной основе минимум одной единицы (председателя комиссии) с созданием одновременно соответствующих условий для работы. Соответствующая норма должна содержаться в законодательстве субъекта Российской Федерации и может распространяться либо на все ТИК, либо на некоторые из них.
Чтобы избежать дублирования в деятельности комиссий, сформированных на одной и той же территории, законодатель предусмотрел возможность взаимного возложения полномочий. Полномочия ТИК могут быть возложены на соответствующую ИК МО, при том Федеральной закон предусмотрел и обратную ситуацию. Решение принимается ИКС РФ по согласованию с представительным органом местного самоуправления.
В связи с тем, что ТИК обладают характером универсальных организаторов выборов, которые реализуют большой объем полномочий, федеральный законодатель установил возможный (допустимый) численный состав членов комиссии с правом решающего голоса: от 5 до 14 человек. Конкретное количество членов каждой ТИК определяется ИКС РФ. Количество членов комиссии зависит от количества избирателей, зарегистрированных на данной территории, а также местных особенностей, например, наличия отдаленных или труднодоступных местностей, выполнения ТИК полномочий иных избирательных комиссий и т.д.
Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений:
- - политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
- - политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Федеральный закон предусматривает возможность образования нескольких ТИК на одной территории с большим количеством избирателей. Решение принимается ИКС РФ по согласованию с ЦИК России, которая по этому вопросу принимает соответствующее решение.
Несколько ТИК обычно образуется в крупных городах – административных центрах республик, краев, областей, а также в городах с достаточно большим количеством избирателей. Федеральный закон не устанавливает количественной нормы для образования ТИК. Практика показывает, что число избирателей на одну ТИК может составлять в среднем 200 тысяч человек. При принятии соответствующего решения могут приниматься во внимание и другие обстоятельства, например, административно-территориальное деление, плотность населения, особенности географического положения территории и прочее.
Учитывая, что на базе ТИК организована низовая сеть ГАС «Выборы»: каждая ТИК оснащена соответствующим комплексом средств автоматизации, используемым при проведении выборов. В следствии с этим, при согласовании решений об образовании новых ТИК в крупных населенных пунктах ЦИК России учитывает возможность технического обеспечения их работы.
Помимо образования ТИК на соответствующих территориях, федеральный законодатель предусмотрел особые случаи создания специализированных ТИК без их привязки к определенной территории. По решению ИКС РФ одна или несколько ТИК создаются для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на судах и полярных станциях. ЦИК России в случаях, предусмотренных федеральным законом, также вправе сформировать одну или несколько ТИК для руководства деятельностью участковых комиссий за пределами территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) в ч. 2 ст. 14 так же закрепляет право избирательной комиссия субъекта Российской Федерации сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы на судах, находящихся в плавании, и на полярных станциях.
Так же положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации. Например в Избирательном кодексе (законе) Тюменской области: Закон Тюменской области от 3 июня 2003 года № 139 (с изм. и доп.) в ст. 19 закреплено, что территориальные избирательные комиссии формируются Избирательной комиссией Тюменской области не позднее чем за 5 дней до окончания срока полномочий соответствующей территориальной комиссии предыдущего состава. Период, в течение которого принимаются предложения от субъектов, имеющих право предлагать кандидатуры для назначения в состав территориальных избирательных комиссий, составляет 30 дней со дня официального опубликования решения о приеме предложений.