Правовой статус членов ТИК с правом решающего голоса

Основы правового статуса членов избирательной комиссии с правом решающего голоса определены в ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, положения которой детализируются в федеральных и региональных законах о конкретных видах выборов. Они являются универсальными для всех членов избирательных комиссий различного уровня.

Под статусом члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса понимается совокупность установленных законом прав, обязанностей и гарантий деятельности этих членов комиссии.

Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.

Срок полномочий членов территориальной  избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят.

Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса:

  • - заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей комиссии;
  • - вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
  • - вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • - вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном Федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
  • - вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям;
  • - вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Основания досрочного освобождения от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса установлены в п.6 ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. В соответствии с этой нормой член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:

  • - подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими  к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;
  • - появления оснований, предусмотренных п. 1 и 4 ст. 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав (например, назначение члена комиссии судьей, прокурором или его избрание депутатом законодательного (представительного) органа.

Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае (ч. 8 ст. 29 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017)):

  • - утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • - вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
  • - признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • - смерти члена комиссии;
  • - признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
  • - вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии в соответствии со ст. 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

Гарантии и компенсации для членов ТИК

Избирательным законодательством закреплены гарантии деятельности члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Под данными гарантиями понимается совокупность правовых средств, направленных на обеспечение беспрепятственного осуществления членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса его прав и обязанностей в избирательном процессе.

Избирательное законодательство гарантирует членам территориальных избирательных комиссий при определенных условиях дополнительную оплату труда (вознаграждение).

В соответствии с ч. 17 ст. 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов.

Другая гарантия деятельности члена территориальной избирательной комиссии закреплена в п. 18 ст. 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Согласно этой норме решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена территориальной комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Член территориальной  комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Также законодатель гарантирует членам избирательных комиссий дополнительную охрану их трудовых прав. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, а также член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу (п. 19 ст. 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав).

 

Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ВПРАВЕ:

  • - заблаговременно извещаться о заседаниях соответствующей комиссии;
  • - вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
  • - вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • - вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
  • - вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам;

вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.


Last modified: Tuesday, 5 December 2017, 11:09 AM