Предоставление помещений для голосования, технического оборудования, средств связи
В ст. 67 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) закреплено, что помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных законом, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.
Важно, чтобы ТИК заблаговременно внесли предложения по необходимым помещениям, учитывая при этом опыт прошедших выборов, возможность размещения технологического оборудования, численность избирателей, голосующих на конкретном участке, их активность и другие факторы.
Многие ТИК имеют «паспорта» избирательных участков, в которых отражены основные параметры помещений для голосования, среди которых:
- - помещения для голосования располагаются примерно по центру избирательного участка;
- - в помещениях должно быть отопление, освещение, средства связи, вентиляция;
- - обеспечена противопожарной безопасность;
- - подход к помещению должен быть удобным для граждан и транспорта,
- - возможность заблаговременной подготовки и оборудование помещения для голосования;
- - возможность размещения технологического оборудования;
- - обеспечение надежной охраны избирательных документов.
Вопросы материально-технического обеспечения работы участковой избирательной комиссии должны решаться во взаимодействии с муниципальными органами власти, которые обязаны оказывать безвозмездное содействие избирательным комиссиям.
Мероприятия по материально-техническому обеспечению избирательного участка включают в себя:
- Безвозмездное получение от главы местной администрации помещения для работы УИК и помещения для голосования, оборудования для оформления помещения для голосования.
- Оборудование помещения для работы УИК.
- Оформление информационного стенда в помещении избирательной комиссии.
- Укомплектование помещения для голосования технологическим оборудованием.
- Использование технических средств для голосования (КОИБ, КЭГ, видеонаблюдения).
- Обеспечение пожарной безопасности.
Помещения и оборудование для голосования должны:
- - соответствовать санитарным правилам и нормам, требованиям противопожарной безопасности:
- - быть удобными для избирателей (в том числе для инвалидов-колясочников):
Помещение для голосования должно быть таких размеров, и оборудовано таким образом, чтобы в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей, одновременно находились:
- - места выдачи бюллетеней,
- - места для тайного голосования и ящики для голосования,
- - технические средства подсчета голосов при их использовании.
На случай чрезвычайных ситуаций должно быть предусмотрено резервное помещение для голосования.
В помещении для работы УИК должно размещаться достаточное количество столов, стульев, телефонный аппарат, информационный стенд. Должны быть обеспечены условия для надежного хранения избирательной документации. Для удобства работы УИК, желательно, чтобы в ее распоряжении, кроме канцелярских и расходных материалов, находились:
- - сейф или металлический шкаф,
- - настольные лампы,
- - калькулятор,
- - лупа,
- - приборы аварийного освещения (фонари, аккумуляторы),
- - настенные часы,
- - компьютер с принтером,
- - копировальный аппарат.
В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень:
1) биографические данные кандидатов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень;
2) если кандидат выдвинут политической партией, слова "выдвинут политической партией" с указанием наименования соответствующей политической партии;
3) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слово "самовыдвижение";
5) сведения о доходах и об имуществе кандидатов и их супругов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
6) информацию о фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.
Если у зарегистрированного кандидата имелась или имеется судимость, в информационных материалах указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
На информационном стенде размещается образец заполненного избирательного бюллетеня, который не должен содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, наименования политических партий, выдвинувших на данных выборах Президента Российской Федерации зарегистрированных кандидатов.
Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются в информационных материалах в порядке, определенном при утверждении формы и текста избирательного бюллетеня.
Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации.
На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли их прочитать.
Для информирования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, на информационном стенде размещаются материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, на информационных стендах которых размещаются такие материалы, определяются решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. Увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а занесенные в нее данные не имеют юридического значения.
Таким образом:
1) В удобном для обозрения избирателей месте должны быть размещены:
|
||
1. Информационный плакат об уголовной и административной ответственности за нарушение избирательного законодательства |
Поступает из соответствующей ТИК |
|
2. Увеличенная форма протокола УИК |
Поступает из соответствующей ТИК. Размещается в помещении, где производится подсчет голосов избирателей |
|
Должны быть и при необходимости предъявляться избирателям, лицам, присутствующим в помещении для голосования:
|
||
1. Конституция Российской Федерации |
Поступает из соответствующей ТИК |
|
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» |
Поступает из соответствующей ТИК |
|
3. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» |
Поступает из соответствующей ТИК |
|
4. Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии |
Поступает из соответствующей ТИК |
|
5. Копия постановления главы местной администрации об образовании избирательных участков |
Публикация в газете |
|
2) На информационном стенде (информационных стендах) или под ним размещаются:
|
||
1. Образцы заполненных избирательных бюллетеней с порядком их заполнения |
Поступают из соответствующей ТИК |
|
2. Информационные материалы о зарегистрированных кандидатах |
Поступают из соответствующей ТИК |
|
3. Материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля (в случае необходимости, по решению вышестоящей комиссии) |
Поступают из соответствующей ТИК |
|
Также на информационном стенде (информационных стендах) размещается:
|
||
1. Информация о составе участковой избирательной комиссии |
|
|
2. Описание границ избирательного участка |
Публикация в газете |
|
3. Номер телефона «Горячей линии ЦИК России» |
По информации, поступившей из соответствующей ТИК |
|
4. Список номеров телефонов ТИК, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, органов прокуратуры, суда, органов МВД, пожарной охраны, скорой медицинской помощи
|
По информации, поступившей из соответствующей ТИК |
|
Помещение для голосования должно быть укомплектовано следующим технологическим оборудованием:
- Кабины для тайного голосования.
- Стационарные ящики для голосования.
- Переносные ящики для голосования.
По акту из территориальной избирательной комиссии УИК получает технологическое оборудование, количество единиц которого зависит от числа избирателей.
Кабины для тайного голосования |
|
До 1000 чел. – не менее 1 шт, От 1001 до 2000 чел. – не менее 2 шт. Более 2000 чел. – не менее 3 шт.
|
|
Стационарные ящики для голосования |
|
До 1000 чел. – не менее 2 шт, От 1001 до 2000 чел. – не менее 3 шт.
|
|
Переносные ящики для голосования |
|
До 501 чел. – не менее 1 шт, От 501 чел. до 1000 чел. – не менее 2 шт. Более 1000 чел. – не менее 3 шт. Количество переносных ящиков может быть увеличено, но не более чем на 1 ящик, при наличии одного из условий: - участок включает территории нескольких населенных пунктов, и населенный пункт, где расположено помещение для голосования, находится вне пределов пешеходной доступности до иных населенных пунктов в течение времени голосования, - на территории избирательного участка зарегистрировано более 50 избирателей в возрасте старше 80 лет и (или) инвалидов, - при совмещении дней голосования на нескольких выборах (т.к. избиратель может голосовать более чем по двум бюллетеням). |
В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы для обработки избирательных бюллетеней.
Для голосования также могут использоваться комплексы для электронного голосования.
Технические средства подсчета голосов, комплексы для электронного голосования используются в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и в соответствии с инструкцией, утверждаемой Центральной избирательной комиссией[1].
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Примерная схема помещения с двумя эвакуационными выходами
Примерная схема помещения с одним эвакуационным выходом
В помещениях для голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
В помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, где голосуют военнослужащие, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, средства видеонаблюдения и трансляции изображения применяются по согласованию с командиром воинской части.
Средства видеонаблюдения устанавливается таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением и участием гражданина РФ в выборах, изображение гражданина не должно занимать большую часть кадра (экрана).
Установку в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляцию изображения в сети «Интернет», а также хранение соответствующих видеозаписей организует и обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Оказание услуг (выполнение работ, поставка товаров), связанных с организацией видеонаблюдения, трансляцией изображения в сети "Интернет" и хранением соответствующих видеозаписей, осуществляется организацией, определенной Правительством Российской Федерации и привлекаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Порядок применения в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети "Интернет", а также хранения соответствующих видеозаписей устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с указанным федеральным органом исполнительной власти.
[1] Постановление Центризбиркома РФ от 17-08-2011 26255-6 «Об инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием государственной автоматизированной системы российской федерации "Выборы" при проведении выборов Президента Российской Федерации»