Правовой статус участковых избирательных комиссий
Участковая избирательная комиссия представляет собой последнее звено в цепочке избирательных комиссий:
Участковая избирательная комиссия образуется для организации и проведения любых выборов на территории соответствующего избирательного участка. Основной задачей участковой избирательной комиссии является организация голосования на своем избирательном участке в день проведения выборов.
Порядок формирования участковых избирательных комиссий
Порядок формирования участковой избирательной комиссии определен в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав (ст. 22, 27). Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется территориальной избирательной комиссией на основе предложений:
политических партий, а также региональных отделений и иных структурных подразделений политической партии в случае, если уставом политической партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим)органом политической партии;
иных общественных объединений, созданных в любой организационно-правовой форме в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений;
избирательных объединений, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений;
соответствующего представительного органа муниципального образования;
собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
В соответствии с п. 5 ст. 27 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений:
политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;
избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса определяется с учетом требований, предусмотренных п. 3 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Так, согласно этой норме число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной избирательной комиссией либо соответствующим должностным лицом в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, в следующих пределах:
- до 1001 избирателя – 3–9 членов участковой комиссии;
- от 1001 до 2001 избирателя – 7–12 членов участковой комиссии;
- более 2000 избирателей – 7–16 членов участковой комиссии.
При формировании участковой избирательной комиссии следует учитывать также требования положений п. 4 и 5 ст. 22 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Согласно этим нормам в участковую избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Количество вносимых предложений не ограничивается.
Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии. Таким образом, формирование участковых избирательных комиссий направлено на реализацию институтов прямой демократии, в котором важнейшее значение имеет отстаивание общественно-правовых интересов граждан в сфере реализации их прав путем организационного обеспечения гражданам возможности реализовывать конституционное право избирать и быть избранными.
Статус и полномочия участковых избирательных комиссий
Участковые избирательные комиссии образуются для непосредственного обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета их голосов на каждом избирательном участке, едином для всех выборов, проводимых в Российской Федерации. По существу, участковые избирательные комиссии выступают ключевым первичным звеном в организации и проведении выборов всех уровней.
Участковые избирательные комиссии являются постоянно действующими. Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав срок полномочий участковой избирательной комиссии составляет пять лет. За исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
- на избирательном участке, образованном на территории воинской части,
- расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности,
- на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, или на полярной станции,
- в местах временного пребывания избирателей или в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации,
- на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации в соответствии.
В перечисленных случаях срок полномочий участковой комиссии устанавливается сформировавшими ее комиссией либо должностным лицом
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются в связи с истечением их пятилетнего срока полномочий. Досрочное прекращение полномочий участковой комиссии может быть осуществлено решением территориальной избирательной комиссии в случае ликвидации избирательного участка в связи с уточнением перечня избирательных участков.
Роль участковых избирательных комиссий в избирательном процессе во многом объясняется их задачами и полномочиями, сформулированными в законодательстве о выборах.
Под полномочиями участковой избирательной комиссии понимаются ее права и обязанности, установленные законами о выборах.
Полномочия участковой избирательной комиссии закреплены следующих федеральных законах.
- п. 6 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая избирательная комиссия (далее ФЗ № 67);
- ч.1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) Сравнительная таблица полномочий участковой избирательной комиссии.
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» |
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) |
п. 6 ст. 27 |
ч. 1 ст. 22 |
а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; |
1) информирует избирателей о месте нахождения и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; |
б) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; |
2) уточняет список избирателей по соответствующему избирательному участку, а в случаях, предусмотренных частями 3-6 статьи 26 Федерального закона составляет и уточняет список избирателей: - ч. 3. Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, - ч. 4. По избирательному участку, образованному на территории воинской части, список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, - ч. 5. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях; - ч. 6. Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляет и уточняет указанный список; проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
|
в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; |
3) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для голосования; |
г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии; |
4) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;
|
д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума; |
5) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации; |
е) выдает открепительные удостоверения; |
|
ж) организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование; |
7) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование; |
з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию; |
8) проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, а также составляет протоколы об итогах голосования и передает их в территориальную избирательную комиссию; |
и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; |
|
к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; |
9) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения по существу |
м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума; |
10) обеспечивает хранение, передачу и уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, в соответствии с порядком, утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; |
н) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом. |
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом |