Правовой статус участковых избирательных комиссий

Участковая избирательная комиссия представляет собой последнее звено в цепочке избирательных комиссий:


Участковая избирательная комиссия образуется для организации и проведения любых выборов на территории соответствующего избирательного участка. Основной задачей участковой избирательной комиссии является организация голосования на своем избирательном участке в день проведения выборов.

Порядок формирования участковых избирательных комиссий

Порядок формирования участковой избирательной комиссии определен в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав (ст. 22, 27). Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется территориальной избирательной комиссией на основе предложений:

политических партий, а также региональных отделений и иных структурных подразделений политической партии в случае, если уставом политической партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим)органом политической партии;

иных общественных объединений, созданных в любой организационно-правовой форме в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений;

избирательных объединений, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений;

соответствующего представительного органа муниципального образования;

собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. 

В соответствии с п. 5 ст. 27 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений:

политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса определяется с учетом требований, предусмотренных п. 3 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Так, согласно этой норме число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной избирательной комиссией либо соответствующим должностным лицом в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, в следующих пределах:

  • до 1001 избирателя – 3–9 членов участковой комиссии;
  • от 1001 до 2001 избирателя – 7–12 членов участковой комиссии;
  • более 2000 избирателей – 7–16 членов участковой комиссии.

При формировании участковой избирательной комиссии следует учитывать также требования положений п. 4 и 5 ст. 22 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Согласно этим нормам в участковую избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Количество вносимых предложений не ограничивается.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии. Таким образом, формирование участковых избирательных комиссий направлено на реализацию институтов прямой демократии, в котором важнейшее значение имеет отстаивание общественно-правовых интересов граждан в сфере реализации их прав путем организационного обеспечения гражданам возможности реализовывать конституционное право избирать и быть избранными.

Статус и полномочия участковых избирательных комиссий

Участковые избирательные комиссии образуются для непосредственного обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета их голосов на каждом избирательном участке, едином для всех выборов, проводимых в Российской Федерации. По существу, участковые избирательные комиссии выступают ключевым первичным звеном в организации и проведении выборов всех уровней.

Участковые избирательные комиссии являются постоянно действующими. Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав срок полномочий участковой избирательной комиссии составляет пять лет. За исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:

  • на избирательном участке, образованном на территории воинской части,
  • расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности,
  • на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, или на полярной станции,
  • в местах временного пребывания избирателей или в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации,
  • на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации в соответствии.

В перечисленных случаях срок полномочий участковой комиссии устанавливается сформировавшими ее комиссией либо должностным лицом

Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются в связи с истечением их пятилетнего срока полномочий. Досрочное прекращение полномочий участковой комиссии может быть осуществлено решением территориальной избирательной комиссии в случае ликвидации избирательного участка в связи с уточнением перечня избирательных участков.

Роль участковых избирательных комиссий в избирательном процессе во многом объясняется их задачами и полномочиями, сформулированными в законодательстве о выборах.

Под полномочиями участковой избирательной комиссии понимаются ее права и обязанности, установленные законами о выборах.

 

Полномочия участковой избирательной комиссии закреплены следующих федеральных законах.

  • п. 6 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая избирательная комиссия (далее ФЗ № 67);
  • ч.1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) Сравнительная таблица полномочий участковой избирательной комиссии.

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017)

п. 6 ст. 27

ч. 1 ст. 22

а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

1) информирует избирателей о месте нахождения и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

б) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

2) уточняет список избирателей по соответствующему избирательному участку, а в случаях, предусмотренных частями 3-6 статьи 26 Федерального закона составляет и уточняет список избирателей:

-     ч. 3. Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности,

-     ч. 4. По избирательному участку, образованному на территории воинской части, список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части,

-     ч. 5. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях;

-     ч. 6. Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляет и уточняет указанный список;

проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

 

в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

3) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для голосования;

г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;

4) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;

 

д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

5) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;

е) выдает открепительные удостоверения;

 

ж) организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

7) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;

8) проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, а также составляет протоколы об итогах голосования и передает их в территориальную избирательную комиссию;

и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

 

к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

9) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения по существу

м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума;

10) обеспечивает хранение, передачу и уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, в соответствии с порядком, утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

н) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом


Последнее изменение: Среда, 6 декабря 2017, 14:35