Page 10 - Сборник_ЭС_Выборы_Президента_РФ_2024
P. 10
СБОРНИК ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
Регистрация кандидата на должность Президента Российской Федерации на основании
внесения кандидатом избирательного залога не предусматривалась (как и ранее, на предыдущих
президентских выборах).
Федеральным законом от 11.12.2018 № 464–ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» было предоставлено право голосовать
вне помещения для голосования не только лицам, в отношении которых избрана мера пресечения
в виде заключения под стражу, но и иным подозреваемым и обвиняемым, в отношении которых
в соответствии с Уголовно–процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера
пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования, в том числе,
домашний арест.
Из наиболее существенных изменений также отметим положения Федерального закона
от 05.04.2021 № 89–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации», предусматривающего приведение закона о выборах Президента Российской
Федерации в соответствии с поправками к Конституции Российской Федерации, принятыми
в 2020 году, в частности, внесены соответствующие изменения, регламентирующие новые
требования и ограничения для кандидатов на должность Президента Российской Федерации.
Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60–ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации были внесены следующие изменения в Федеральный
закон «О выборах Президента Российской Федерации»:
1. Реформирован институт члена комиссии с правом совещательного голоса (ЧСГ):
• до вступления в силу Федерального закона ЧСГ могли назначаться во все комиссии,
задействованные в организации конкретных выборов, и наравне с членами комиссий
с правом решающего голоса участвовали в подготовке и проведении этих выборов;
• федеральный закон предусматривает изменения, согласно которым, ЧСГ могут
назначаться только в ЦИК России и в избирательные комиссии субъектов Российской
Федерации;
• предусмотрено, что ЧСГ не могут присутствовать, знакомиться с документами, получать
копии избирательных документов в нижестоящих комиссиях, а также предусмотрено,
что одно лицо может быть назначено ЧСГ только в одну комиссию и только одним
кандидатом, избирательным объединением. До вступления в силу Федерального закона
такие ограничения отсутствовали;
• кроме того, устанавливается, что полномочия ЧСГ прекращаются в день официального
опубликования результатов выборов.
2. Введено правовое регулирование дистанционного электронного голосования,
устанавливающее основные принципы и параметры его проведения:
• это – изменения, направленные на дальнейшее регулирование дистанционного элек-
тронного голосования (далее также – ДЭГ) и устанавливающие основные принципы
и параметры проведения такого голосования, единые для всех выборов на территории
Российской Федерации;
• ДЭГ проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных государственных
информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям,
установленным Центризбиркомом России;
• для обеспечения учета действительного волеизъявления избирателей, а также в целях
информационной безопасности устанавливается обязательное прохождение процедур
идентификации, аутентификации и подтверждения личности, а также анонимизации
результатов волеизъявления, их шифрование при проведении голосования и шифрование
после его завершения. При этом после осуществления волеизъявления избирателем
при проведении ДЭГ изменение волеизъявления (повторное волеизъявление)
не допускается;
• кроме того, обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем
и формирования данных об итогах ДЭГ с учетом неизменности сохраняемых
результатов волеизъявления избирателей и соблюдения тайны голосования,
10