Page 11 - Сборник_ЭС_Выборы_Президента_РФ_2024
P. 11
СБОРНИК ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя
и результатом его волеизъявления;
• изменения предусматривают возможность участия в ДЭГ без подачи заявлений в случае
составления списка участников ДЭГ в электронном виде.
3. Введен электронный список избирателей:
• предусматривается возможность составления и ведения списка избирателей в электронном
виде, а также возможность использования электронной графической подписи.
• при проведении федеральных выборов порядок составления, ведения и использования
электронного списка, порядок применения электронной графической подписи
определяется ЦИК России;
• кроме того, устанавливается, что печатная копия электронного списка, заверенная
подписями председателя, секретаря УИК и печатью УИК, равнозначна по своей
юридической силе самому электронному списку.
4. Изменен порядок назначения наблюдателей на выборах:
• федеральным законом предусматривается увеличение количества наблюдателей
в территориальных (далее также – ТИК) и в участковых (далее также – УИК) избирательных
комиссиях – до 3–х от каждого субъекта назначения. Одно и то же лицо может быть
назначено наблюдателем только в одну ТИК и УИК;
• при этом для назначения наблюдателей в ТИК необходимо
представление списка наблюдателей, назначенных в ТИК. Этот
список должен быть представлен в ТИК за 3 дня до дня голосования
(по аналогии с процедурой назначения наблюдателей в УИК).
5. Внесены изменения в части проведения президентских выборов в условиях режима
повышенной готовности или чрезвычайной ситуации:
• для принятия решения об отложении голосования на выборах Президента Российской
Федерации в случае введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации
на соответствующей территории исключено такое условие как наличие угрозы жизни
и (или) здоровью избирателей.
6. Определен единый реестр сведений о физических лицах, выполняющих функции
иностранного агента, либо аффилированных с выполняющими функции иностранного
агента лицами:
• внесены изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных
к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан
Российской Федерации», согласно которым, Минюст России ведет единый
реестр, содержащий сведения о физических лицах:
• включенных в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента;
• включенных в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента;
• аффилированных с иностранными агентами.
• кроме того, введена процедура запроса ЦИК России в Минюст России при проведении
проверки сведений о том, является ли кандидат физическим лицом, выполняющим
функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим
функции иностранного агента лицом.
7. Усовершенствован механизм контроля размещения агитационных материалов:
• предусмотрено, что копия агитационного материала, предназначенного для размещения
в средствах массовой информации (далее также – СМИ), после направления агитационного
материала в СМИ и до начала его распространения представляется зарегистрированным
кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную
комиссию;
• введена обязательная маркировка содержащихся в агитационных материалах
высказываний физических лиц, включенных в список физических лиц, выполняющих
функции иностранного агента и (или) в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции
11