Page 6 - Сборник_ЭС_Выборы_Президента_РФ_2024
P. 6

СБОРНИК ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

                                                         ГЛАВА I

                           Правовые основы и законодательное регулирование выборов
                                  Президента  Российской Федерации в 2024 году

             Прямые  выборы  Президента  Российской  Федерации  гражданами  являются  одним
       из основных факторов, определяющих положение Президента Российской Федерации в системе
       разделения властей и в государственном устройстве, включая форму правления, в соответствии
       с  действующей  Конституцией  Российской  Федерации.  Наделение  полномочиями  Президента
       Российской  Федерации,  как  высшего  должностного  лица  –  главы  государства  посредством
       всенародных выборов, нуждается в самой широкой и всеобъемлющей легитимации.
             Основой  и  отправной  точкой  нормативного  оформления  выборов  главы  Российского
       государства являются соответствующие положения Основного закона. Общие конституционные
       положения  о  выборах  применимы,  в  том  числе  и  к  президентским  выборам;  как  справедливо
       отмечает  М.В.  Баглай,  «особенностью  России  является  то,  что  в  отличие  от  многих  (если  не  от
       большинства) других государств с относительно новыми конституциями в Конституции России нет
       специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы детально
       закреплены общие принципы избирательного права по выборам во все органы власти» . Этому
                                                                                                           1
       посвящены лишь часть 3 статьи 3, части 1 и 2 статьи 32 действующей Конституции России.
             Однако,  в  главе  4  Конституции  РФ,  посвященной  Президенту  Российской  Федерации,
       устанавливаются  необходимые  требования  к  кандидатуре  на  должность  Президента
       Российской  Федерации  и  порядок  замещения  поста  Президента  Российской  Федерации
       (части 2 и 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации).
             Вместе  с  тем,  согласно  части  3  статьи  3  Конституции  Российской  Федерации,  высшим
       непосредственным  выражением  власти  народа  являются  референдум  и  свободные  выборы.
       Чтобы  выборы  были  признаны,  и  их  результаты  были  приняты  как  внутри  нашего  общества,
       так и на международной арене, они должны быть конкурентными и прозрачными, пройти строго
       в соответствии с законом, а голоса избирателей должны быть посчитаны достоверно и точно.
             Работа  всех  избирательных  комиссий  Тюменской  области  с  первого  дня  современной
       президентской избирательной кампании была направлена на достижение этих основных целей.
       И  состоявшиеся  в  2024  году  (дни  голосования  –  15–17  марта)  выборы  Президента  Российской
       Федерации в полной мере соответствовали данным стандартам.
             В  соответствии  с  частью  4  статьи  81  Конституции  Российской  Федерации  порядок
       организации и проведения выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным
       законом.
             Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция
       Российской  Федерации,  Федеральный  закон  от  12  июня  2002  года  №  67–ФЗ  «Об  основных
       гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,
       Федеральный  закон  от  10  января  2003  года  №  19–ФЗ  «О  выборах  Президента  Российской
       Федерации»,  иные  федеральные  законы,  нормативные  правовые  акты  Российской  Федерации,
       в том числе, постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
             С  марта  2012  года  Президент  Российской  Федерации  избирается  сроком  на  шесть  лет
       гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права
       при тайном голосовании.
             В  соответствии  с  поправками  к  Конституции  Российской  Федерации,  принятыми
       в  2020  году,  Президентом  Российской  Федерации  может  быть  избран  гражданин  Российской
       Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет,
       не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство
       или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской
       Федерации  на  территории  иностранного  государства.  Требование  к  кандидату  на  должность
       Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства
       не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства,

       1       Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. М., 2008. С. 35.

         6
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11