Page 6 - Сборник_ЭС_Выборы_Президента_РФ_2024
P. 6
СБОРНИК ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
ГЛАВА I
Правовые основы и законодательное регулирование выборов
Президента Российской Федерации в 2024 году
Прямые выборы Президента Российской Федерации гражданами являются одним
из основных факторов, определяющих положение Президента Российской Федерации в системе
разделения властей и в государственном устройстве, включая форму правления, в соответствии
с действующей Конституцией Российской Федерации. Наделение полномочиями Президента
Российской Федерации, как высшего должностного лица – главы государства посредством
всенародных выборов, нуждается в самой широкой и всеобъемлющей легитимации.
Основой и отправной точкой нормативного оформления выборов главы Российского
государства являются соответствующие положения Основного закона. Общие конституционные
положения о выборах применимы, в том числе и к президентским выборам; как справедливо
отмечает М.В. Баглай, «особенностью России является то, что в отличие от многих (если не от
большинства) других государств с относительно новыми конституциями в Конституции России нет
специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы детально
закреплены общие принципы избирательного права по выборам во все органы власти» . Этому
1
посвящены лишь часть 3 статьи 3, части 1 и 2 статьи 32 действующей Конституции России.
Однако, в главе 4 Конституции РФ, посвященной Президенту Российской Федерации,
устанавливаются необходимые требования к кандидатуре на должность Президента
Российской Федерации и порядок замещения поста Президента Российской Федерации
(части 2 и 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, высшим
непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Чтобы выборы были признаны, и их результаты были приняты как внутри нашего общества,
так и на международной арене, они должны быть конкурентными и прозрачными, пройти строго
в соответствии с законом, а голоса избирателей должны быть посчитаны достоверно и точно.
Работа всех избирательных комиссий Тюменской области с первого дня современной
президентской избирательной кампании была направлена на достижение этих основных целей.
И состоявшиеся в 2024 году (дни голосования – 15–17 марта) выборы Президента Российской
Федерации в полной мере соответствовали данным стандартам.
В соответствии с частью 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации порядок
организации и проведения выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным
законом.
Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67–ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,
Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19–ФЗ «О выборах Президента Российской
Федерации», иные федеральные законы, нормативные правовые акты Российской Федерации,
в том числе, постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
С марта 2012 года Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет
гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании.
В соответствии с поправками к Конституции Российской Федерации, принятыми
в 2020 году, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской
Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет,
не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство
или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской
Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность
Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства
не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства,
1 Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. М., 2008. С. 35.
6