Page 52 - Сборник
P. 52
самоуправления. Таким образом, можно сказать, что за более чем
двадцатипятилетний опыт правоприменительной практики возникла
необходимость в разработке и принятии Избирательного кодекса Российской
Федерации, в котором нашли бы отражение все необходимые правовые
нормы, направленные на регулирование общественных отношений,
возникающие в избирательном процессе с учетом имеющегося достаточного
опыта.
Тем не менее, считаем, что есть все основания говорить и об иных
проблемах современного российского избирательного права. Назовем лишь
некоторые, которые, на наш взгляд, имеют важное значение и требуют своего
скорейшего разрешения.
Первое. Важным видится необходимость закрепления принципов
избирательного права на высшем правовом уровне - конституционном. В
настоящее время принципы выборов установлены лишь в отношении
Президента Российской Федерации. Так, согласно части 1 статьи 81
Конституции России, Президент Российской Федерации избирается на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Нельзя не отметить, что данное положение сформулировано как один принцип
(знаки пунктуации (запятые) не используются при перечислении). В
отношении применяемых принципов при выборах депутатов Государственной
Думы в Конституции ничего не упоминается. Всё, что касается выборов
депутатов Государственной Думы, устанавливается федеральным законом,
который, как мы прекрасно понимаем, принимается в достаточно упрощенном
порядке по сравнению с конституционными положениями.
Второе. Считаем, что также в тексте Конституции должны найти свое
отражение способы избрания депутатов. Речь идет о применяемых
избирательных системах. Это позволит избежать законодательного изменения
способа формирования депутатского корпуса федеральным законом в
зависимости от политической конъюнктуры, как это имело место быть
в 2011 году, когда смешенная система была изменена на пропорциональную с